Здравия! В этой статье мы поговорим об алкогольной зависимости подростков. Рассмотрим причины зависимости, механизмы и пути преодоления.
Содержание статьи:
- Фактор 1. Никотиновая и алкогольная зависимости как формы отклоняющегося поведения.
- Фактор 2. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения.
- Фактор 3. Признаки зависимости.
- Фактор 4. Мотивы пристрастия к алкоголю и табакокурению подростков.
- Фактор 5. Алкоголизация детей и подростков.
- Фактор 6. Стадии формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Статья поможет:
- Понять причины алкогольной зависимости подростков.
- Разобраться с механизмами и признаками зависимого поведения подростков
- Определить стадию алкогольной зависимости подростков
- Выбрать путь преодоления алкогольной зависимости
Вы читаете эту статью, так как вам интересна данная проблема или вы ищите пути её решения для своих близких. Короткая информация, предложенная в этой статье поможет вам понять тему и сделать соответствующие выводы.
Я Сергей Сазонов, педагог-психолог в зоне зависимого поведения. С 17 лет до 37 лет пил алкоголь как все и считал это нормой жизни. К программированию моего сознания в детстве на потребление алкоголя приложили руки мои родители, родственники и близкие, у меня нет мотивов винить их в этом. Они были винтиками соответствующей социальной среды, где такое поведение считалось нормой, а «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Когда я прослушал курс Гартоновики по сознательному отказу от алкоголя и курения и стал сознательным трезвенником, я понял что уже заложил эти патологичные программы в своих детей сам. Чтобы исправить это, я всегда демонстрировал свои новые трезвенные убеждения, всячески показывая их преимущества в питейных ситуациях с родственниками. Делал это искренне и без лицемерия. В итоге мои дети выбрали для себя оптимальный вариант поведения — это пример отца. Сегодня вся моя семья трезвая. Мои дети передадут это поведение внукам и в будущем мой род будет трезвым. Только ради этого стоило жить. Полученными знаниями и своим опытом трезвой жизни я с радостью делюсь с другими. Кто, если не я?
…Однажды ко мне на консультацию пришла мама — на вид бабушка, с 13 летним сыном. Она просила меня помочь её сыну Костику бросить курить. Когда я спросил у парня что и сколько он курит, он ответил, что нам с мамкой пачки «Примы» на день хватает. Конечно, я поставил условие, что проходит курс Гортоновики она сама при поддержке сына, тем более, что у неё оказалась высокая стадия и алкогольной зависимости. ….Через год я её встретил на остановке автобуса, это была совсем другая разумная, помолодевшая женщина. Она рассказала мне, что они с Костиком ведут здоровый образ жизни и очень гордятся своей трезвостью.
Фактор 1. Никотиновая и алкогольная зависимости как формы отклоняющегося поведения
Никотиновая и алкогольная зависимости (разновидность аддиктивного поведения) рассматриваются как разновидности отклоняющегося (девиантного) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема веществ .
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Отклоняющееся поведение личности, выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — депривация — дезадаптация — изоляция».
Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
- Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций.
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, приводящее к ухудшению здоровья.
- Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями.
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации.
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Их можно свести в следующие группы:
- ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими факторами и обстоятельствами;
- устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще;
- поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически.
Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение:
- деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего поведения в ней;
- деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой её требованиям;
- компенсаторно-иллюзорное, когда неудовлетворение потребности и притязания, уступчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя (расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами).
Причинами саморазрушающего, деструктивного развития, являются:
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справиться с эмоциональным напряжением;
- наличие психотравмирующих ситуаций, из которых подросток не находит конструктивного решения.
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы.
Фактор 2. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
- внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
- стремление говорить неправду;
- стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
- стремление уходить от ответственности в принятии решений;
- стереотипность, повторяемость поведения;
- зависимость;
- тревожность.
Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
У человека есть шесть видов голода:
- голод по сенсорной стимуляции;
- голод по признанию;
- голод по контакту и физическому поглаживанию;
- сексуальный голод;
- структурный голод, или голод по структурированию времени;
- голод по инцидентам.
В рамках алкогольного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность действительностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарности поступков, заполненности времени событиями.
Фактор 3. Признаки зависимости.
Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости у обследуемого:
1) неспособность принимать решения без советов других людей;
2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3) готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;
5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6) плохая переносимость одиночества – готовность прилагать значительные усилия;
7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.
Фактор 4. Мотивы пристрастия к алкоголю и табакокурению подростков:
Атарактический (успокаивающий,) мотив – стремление с помощью приема алкоголя, табака смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревоги, состояния фрустрации, конфликтов с окружающими, как способ «самолечения».
Субмиссивный (коммуникативный, символического участия) мотив – связан с целью «быть как все», стремление облегчить общение со сверстниками своего и противоположного пола связано с неумением и нежеланием отказать друзьям. К этому чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально-ранимые подростки.
Псевдокультуральный мотив – стремление произвести впечатление на окружающих подростков с помощью атрибутивных свойств алкоголя и табака.
Активирующий мотив (самоутверждения) — с целью подъёма жизненных, сил. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея заниженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же способом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.
Гедонистический мотив – стремление получить удовольствие, создать приятные ощущения, повысить настроение, психический и физический комфорт. Это происходит из-за невозможности и неумения развлечь себя иным образом (спортивной, творческой и иной активности). В таких случаях очень быстро происходит формирование болезненного пристрастия.
Конформный мотив — стремление подражать кумирам или лидерам, быть принятым группой. В этом случае срабатывает «стадный рефлекс».
Манипулятивный мотив — с целью манипуляции другими, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.
Психотический (компенсаторный, снятия психодинамического напряжения) мотив — стремление компенсировать неполноценность личности, страх, тревогу, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам, как к форме реагирования на любые жизненные проблемы. Подросткам свойственно получать удовольствие безотносительно к непосредственным и отдалённым последствиям.
Подростки больше, чем взрослые подвержены любым формам наркотической зависимости, в том числе алкогольной и никотиновой. Зависимости в этом возрасте формируются значительно быстрее и наносят тяжелый, а зачастую непоправимый, вред еще растущему и формирующемуся организму. Для подростка расставание с вредной привычкой является большой проблемой не только психологического, но и физиологического характера. Бросить курить – это подвергнуть организм стрессу, который аналогичен тяжелому острому воспалительному процессу. Так по данным американских исследователей, у бросающих курить начинается депрессия, мышечные боли, повышение температуры, изменение аппетита и обострение всех хронических болезней. Преобладающее большинство детей и подростков, желающих бросить курить или задумывающихся о наличии этой проблемы, нуждаются в комплексной медицинской помощи.
В условиях неудовлетворения возрастных потребностей подростков поведение в значительной мере определяется обострением характерных для этого периода реакций эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формированием обостренных сексуальных влечений, компьютерной зависимостью. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголя, табака и наркотиков, при условии, что эти группы позволят удовлетворить потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах.
Стремление к эмансипации приводит подростка к “отравлению свободой”, при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией.
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью». Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.
Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит, самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором.
Подростковые реакции группирования часто связаны с антисоциальными компаниями (социально отрицательные), в которых доминирует коммуникативные интересы (развлечение и общение), и их в основе лежат действия, направленные на вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете общих социальных и нравственных критериев.
Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).
Анализ причин, мотивов и этапов формирования никотиновой и алкогольной зависимостей детей и подростков позволяет говорить, что сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих, культ насилия, утвердившийся в современном искусстве, неудовлетворенность социально-личностных потребностей, плохая организация досуга влияют на многих детей, однако далеко не все, поставленные в эти условия, становятся зависимыми.
Таким образом, отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития дисгармонических особенностей личности, с другой стороны, выступают в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства её формирования или целенаправленного воздействия на её формирование.
Фактор 5. Алкоголизация детей и подростков
Часто алкогольная зависимость формируется в семье, в которой имеют пристрастие к алкоголю один или оба родителя. В этом случае можно говорить о развитие личности и поведения детей в условиях семейного алкоголизма.
Формы поведения детей, проживающих в семьях пьющих родителей:
Реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.
Имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа, затрудняющих его социальную адаптацию.
Психиатр В.В. Ковалев на основе своего опыта и наблюдения за поведением детей из семей алкоголиков выделяет три формы реагирования.
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т. е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств. Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости, стремления досадить определенному лицу.
В основе патологических форм нарушений поведения лежат органические расстройства центральной нервной системы. Они носят диффузный характер, т. е. проявляются не только в той микросоциальной среде, в которой возникли переживания, но и за её пределами. Отмечается их нечеткая направленность на определенное лицо или на определенную ситуацию, в связи с чем, даже при изменении ситуации, поведение носит стереотипный характер. При патологических формах нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания и т. п. и обычно имеют место проявления социальной дезадаптации.
Так, при патологических реакциях пассивного протеста ребенок не только отказывается посещать школу или отдельные уроки, но даже при напоминании о необходимости их посещения у него возникают различные невротические реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение, повышенная потливость. Настроение у такого ребенка обычно подавленное, сон нарушен.
При патологических реакциях активного протеста у ребенка часто устанавливается привычное агрессивное поведение в отношении окружающих. Ребенок становится грубым, непослушным, упрямым в отношениях с взрослыми, старается все делать назло. Это также сопровождается пониженным настроением, нарушениями сна, аппетита и другими невротическими расстройствами.
Наиболее частыми патологическими формами поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям.
Компенсаторные и гиперкомпенсаторные формы подведения направлены на то, чтобы скрыть от окружающих некоторые слабые стороны своей личности. Кроме того, они могут быть средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности.
В случае выраженности внутренних конфликтных переживаний компенсаторные формы поведения могут проявляться в виде показной бравады, нарушений школьной дисциплины. Девочки в этих ситуациях могут утверждать, что они «давно живут половой жизнью», мальчики — «что они курят, пьют, употребляют наркотики, связаны с различными группировками» и т. д. Эти реакции проявляются чаще в подростковом возрасте, когда возрастает стремление к завоеванию недостающего авторитета.
Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с большим трудом.
Именно в этот ответственный период ведущую роль в становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому важна организация эмоционально-положительного окружения, в котором воспитывается ребенок.
Формирование личности детей пьющих родителей к подростковому возрасту.
У детей из семей пьющих родителей в раннем и дошкольном детстве развитие протекает относительно благополучно, позже — в младшем школьном и, особенно в подростковом возрасте — со всей остротой встает проблема их школьной и общей социальной адаптации.
Дети, до 13 лет начавшие злоупотреблять алкоголем, имеют высокую вероятность наследственной отягощенности алкоголизмом. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у их нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной сфере.
Поведение детей в разные возрастные периоды, родители которых употребляют спиртные напитки:
В возрасте от 1 года до 4 лет дети легко вступают в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении отличаются живостью и непосредственностью. Однако контакты, как правило, поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро меняется, на смену оживлению легко приходит плач и крик.
Игры таких детей примитивны — чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, манипулируют ими (бросают, стучать ими, добиваясь шумового эффекта). Как правило, они не проявляют никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могут хотя бы короткое время фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке.
В деятельности они импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии.
Навыки опрятности, самообслуживания не сформированы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечаются «кривляния», навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдаются стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п.
Общение с окружающими у этих детей осуществляется преимущественно жестами. У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носит лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появляются отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.
Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети пьющих родителей вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.
К 7-8 годам у детей нарастают признаки социальной дезадаптации. Как правило, в возрасте 4 — 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 — 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.
Дети 4 — 8 лет пьющих родителей оказываются не в состоянии выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Нецеленаправленность и слабость контроля характерны для них почти во всех видах деятельности.
Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4-8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.
В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.
При поступлении в школу педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т.п. У них отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.
Что касается личностных особенностей детей 9 — 12-летнего возраста, то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах. Переживания детей, родители которых употребляют алкоголь, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.
Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.
Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, наркотических веществ.
При формировании алкогольного поведения подростков значительно страдают социальные и духовные потребности, а основополагающими формами поведения становятся органические и материальные. Алкогольная зависимость в подростковом возрасте имеет свою динамику и характеризуется прогрессивным углублением нарушений в случае, когда процесс не будет остановлен.
Фактор 6. Стадии формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
На первой стадии подросток переживает интенсивное острое изменение психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, ощущения риска. Эти состояния фиксируются в сознании. Начало формирования алкогольной зависимости характеризуется возникновением понимания, что существует способ, с помощью которого можно легко изменить свое психическое состояние. Подростки, испытывающие трудности в семье, в школе, недовольные собой и окружающим миром легче и быстрее становятся на путь аддикции.
Второй этап алкогольной зависимости характеризуется формированием определенной последовательности приобщения к алкоголю. Устанавливается определенная частота приема алкоголя, которая зависит от ряда факторов: особенностей личностно-потребностной сферы, ценностей воспитания, культурного уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни. Ритм аддикции на этом этапе коррелирует с фрустрациями и определяется порогом переносимости этих затруднений. Постепенно аддиктивный ритм становится более частным, а отношения с людьми отступают на второй план.
На третьем этапе происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Несмотря на наличие защитных механизмов, возникает чувство тревоги, неблагополучия. Учащение приема алкоголя у подростков приводит к тому, что он становится стереотипным, привычным типом поведения. Большое значение для подростка на этом этапе имеет ощущение «инакости», отличия от других. В их жизни появляется тайна. Одновременно ярко выступает защитная реакция отрицания существующих проблем в сочетании с внутренним осознанием опасности. В этом случае вступает в действие защитная реакция «для себя»: объяснение своего поведения ссылками на различные внешние факторы и ситуации (плохие взаимоотношения с учителями, родителями, невозможностью самовыразиться). Подросток подчиняется своему эмоциональному состоянию и становится невосприимчивым к попыткам критики его поведения.
На четвертой стадии (которая чаще наблюдается в юношеском или молодом возрасте) происходит полное формирование алкогольной зависимости. Подросток погружается в аддикцию и окончательно отчуждается от общества. От его внутреннего «Я» остается только внешняя оболочка. Прием алкоголя не приносит прежнего удовлетворения, контакты с прежними друзьями и близкими людьми крайне затруднены даже на социальном уровне, возрастает одиночество. Человек начинает принимать алкоголь не в компании, а один.
Пятый – заключительный этап. Алкогольная зависимость разрушает не только психику, но и биологические процессы. Нарастает хроническая интоксикация, приводящая к поражению органов, систем возникновению истощения. Общий стиль жизни подростков с алкогольной зависимостью характеризуется пренебрежением правилами гигиены, отсутствием внимания к своему здоровью. Положение усугубляется разрывом с близкими, прекращением учебы. Они часто нарушают общественный порядок и законы. Подростки разучаются эмоционально контактировать с людьми, исключают возможность взаимопонимания, избегают всего того, что носит доверительный характер.
В процессе формирования алкогольной зависимости у подростков начинает изменяться личностная сфера, которая к этому моменту готова дисгармонировать. Алкоголизируется тот подросток, личность которого характеризуется низкой самооценкой, не способностью оценить свое настроение и поведение, идентифицировать и выразить свои чувства самостоятельно, неспособностью просить о помощи. Кроме того, формирование алкогольной зависимости провоцируется обществом: алкогольные обычаи, алкогольные установки на фармакологических свойствах алкоголя.
В заключении имеет смысл сказать, что исправлять положение необходимо начинать с себя. Нравоучения, критика, угрозы для подростка без(с)смысленны. Только своим примером и искренним признанием своих ошибок можно мотивировать подростка на изменение зависимого поведения. Будущее принадлежит нашим детям и я точно знаю, что оно будет прекрасным. Там нет сегодняшних диких программ поведения на самоуничтожение. Однако многие взрослые родители общества гуманизма не увидят при отстаивании своих прав на свободу выбора в алкогольно-табачном поведении и будут утилизированы без сопровождения в будущее. Это их выбор!?
Предлагаю всем родителям прослушать курс Гортоновики и освободиться от ложных программ поведения, демонстрируя своим детям пример поведения в здравомыслии. До встречи на Курсе!
Обязательно скачайте мою без(с)платную книгу «Слово от зависимости». Это вам поможет глубже понять проблему зависимого поведения и путей его преодоления.
Посмотрите видео. В нем говориться о программировании на алкоголизм детей и подростков.